Турист Игорь Алькин (bujhm54)
Игорь Алькин
был 27 марта 2019 9:40
Фотоальбом

Особняк А. Половцова.

NIKON D3100
20 9
Декабрь 2013

Ещё одно примечательное здание Петербурга, особняк А.Половцова, думаю Вас должен заинтересовать. Большая Морская ул, дом 52. Эта замечательная улица заслуживает отдельного большого рассказа. Здесь долгие годы жил председатель исторического обшества А. А. Половцов с женой и дочерью.

В первые годы существования Санкт-Петербурга на месте нынешнего особняка А.А. Половцова стояла усадьба Головкина. На протяжении всего XVIII века в усадьбе менялись жильцы и владельцы. Кроме потомков Г. Головкина среди них были: граф Бутурлин – генерал-фельдмаршал, флигель-адъютант Н. Н. Походяшин и, наконец, братья Левашевы. В начале XIX века особняком владели князья  Гагарины – Иван Александрович и его старший сын Павел. Гагарины пригласили перестраивать свой особняк Александра  Пеля – молодого тогда еще архитектора, помогавшего знаменитому О. Монферрану в строительстве Исаакиевского собора.Дом  приобрел знакомый нам сейчас вид – рустованный бельэтаж над полуподвалом и ритмичный ряд окон в обрамлении из наличников с карнизами по второму этажу. Тогда же главный вход в особняк был проделан со стороны Большой Морской улицы, появились парадная лестница и полуциркульный эркер-фонарь над входом.
В первые годы существования Санкт-Петербурга на месте нынешнего особняка А.А. Половцова стояла усадьба Головкина. На протяжении всего XVIII века в усадьбе менялись жильцы и владельцы. Кроме потомков Г. Головкина среди них были: граф Бутурлин – генерал-фельдмаршал, флигель-адъютант Н. Н. Походяшин и, наконец, братья Левашевы. В начале XIX века особняком владели князья Гагарины – Иван Александрович и его старший сын Павел. Гагарины пригласили перестраивать свой особняк Александра Пеля – молодого тогда еще архитектора, помогавшего знаменитому О. Монферрану в строительстве Исаакиевского собора.Дом приобрел знакомый нам сейчас вид – рустованный бельэтаж над полуподвалом и ритмичный ряд окон в обрамлении из наличников с карнизами по второму этажу. Тогда же главный вход в особняк был проделан со стороны Большой Морской улицы, появились парадная лестница и полуциркульный эркер-фонарь над входом.
Парадная лестница.   На длинной цепи подвешена роскошная многофигурная люстра из патинированной бронзы.
Парадная лестница. На длинной цепи подвешена роскошная многофигурная люстра из патинированной бронзы.
В конце 1880-х гг. на верхней площадке лестницы установили огромное зеркало с полуциркульным завершением в золоченом обрамлении и бронзовые бра по сторонам.
В конце 1880-х гг. на верхней площадке лестницы установили огромное зеркало с полуциркульным завершением в золоченом обрамлении и бронзовые бра по сторонам.
В 1890-х гг. А. Половцов купил у антиквара «Гравированный план Петербурга» с рисунка М.И. Махаева
В 1890-х гг. А. Половцов купил у антиквара «Гравированный план Петербурга» с рисунка М.И. Махаева
После смерти отца, князь Сергей Сергеевич Гагарин - сын решил продать свой особняк придворному банкиру А. Л. Штиглицу. Барон Штиглиц был женат, но бездетен. Он воспитывал приемную дочь. В 1861 году Александр Людвигович приобрел дом в качестве приданого для своей приемной дочери ко дню ее свадьбы с молодым преуспевающим чиновником при Сенате – Александром Александровичем Половцовым. В гостях у Гагарина А. А. Половцов познакомился и с архитектором М. Е. Месмахером. Александр Александрович быстро понял, насколько талантлив этот молодой экспериментатор.
После смерти отца, князь Сергей Сергеевич Гагарин - сын решил продать свой особняк придворному банкиру А. Л. Штиглицу. Барон Штиглиц был женат, но бездетен. Он воспитывал приемную дочь. В 1861 году Александр Людвигович приобрел дом в качестве приданого для своей приемной дочери ко дню ее свадьбы с молодым преуспевающим чиновником при Сенате – Александром Александровичем Половцовым. В гостях у Гагарина А. А. Половцов познакомился и с архитектором М. Е. Месмахером. Александр Александрович быстро понял, насколько талантлив этот молодой экспериментатор.
 Зал поражает своим блеском и роскошью. Особенно важно отметить, что он сохранил свою неповторимую прелесть до наших дней. Н. Брюллов бережно сохранил плафон художника Р.И. Кузьмина и закончившего его работу Г.Э. Боссе, знатока французских стилей XVIII в.
Зал поражает своим блеском и роскошью. Особенно важно отметить, что он сохранил свою неповторимую прелесть до наших дней. Н. Брюллов бережно сохранил плафон художника Р.И. Кузьмина и закончившего его работу Г.Э. Боссе, знатока французских стилей XVIII в.
Интерьер Белого зала.
Интерьер Белого зала.
Интерьер Белого зала.
Интерьер Белого зала.
Н.Брюллов встроил эркер в Белом зале, расположив его между огромными полуциркульными окнами, расширив зрительное пространство зала.
Н.Брюллов встроил эркер в Белом зале, расположив его между огромными полуциркульными окнами, расширив зрительное пространство зала.
Интерьер Белого зала.
Интерьер Белого зала.
 Плафон художника Р.И. Кузьмина. С плафона спускаются две великолепные хрустальные люстры с декором в виде дубовых листьев на кронштейнах в три яруса, с короной из акантов, венчающих центральный стержень. В каждой люстре горят 72 свечи из молочного стекла с лампами «миньон», впервые зажженные в день свадьбы Александра Половцова.
Плафон художника Р.И. Кузьмина. С плафона спускаются две великолепные хрустальные люстры с декором в виде дубовых листьев на кронштейнах в три яруса, с короной из акантов, венчающих центральный стержень. В каждой люстре горят 72 свечи из молочного стекла с лампами «миньон», впервые зажженные в день свадьбы Александра Половцова.
 С 1887 по 1892 годы, после смерти Н. Брюллова, Максимилиан Егорович стал третьим и последним создателем особняка Половцова.
С 1887 по 1892 годы, после смерти Н. Брюллова, Максимилиан Егорович стал третьим и последним создателем особняка Половцова.
Зал украшают пять двустворчатых дверей с позолоченной лепкой. Наличники дверей облицованы розовым итальянским мрамором.
Зал украшают пять двустворчатых дверей с позолоченной лепкой. Наличники дверей облицованы розовым итальянским мрамором.
Две гостиные разделены аркой, декорированной орнаментом и двумя скульптурами «Путти» по сторонам.
Две гостиные разделены аркой, декорированной орнаментом и двумя скульптурами «Путти» по сторонам.
Интерьер гостиной выполнял известный художник Р.И. Кузьмин, а Н.Ф. Брюлловым была проделана тщательная реставрация с сохранением манеры своего предшественника. «Зеленая гостиная» была последней работой Н.Ф. Брюллова.
Интерьер гостиной выполнял известный художник Р.И. Кузьмин, а Н.Ф. Брюлловым была проделана тщательная реставрация с сохранением манеры своего предшественника. «Зеленая гостиная» была последней работой Н.Ф. Брюллова.
В гостиной сохранилась скульптура-копия, бюст императора Августа – из разных сортов мрамора (желтый, черный, красный, белый) на мраморном постаменте ХIХ века.
В гостиной сохранилась скульптура-копия, бюст императора Августа – из разных сортов мрамора (желтый, черный, красный, белый) на мраморном постаменте ХIХ века.
Плафон второй гостиной.
Плафон второй гостиной.
Фонарь эркера, остекленный двойными дубовыми рамами с золоченой фурнитурой, представлял зрелище, поражавшее прохожих на Большой Морской улице.
Фонарь эркера, остекленный двойными дубовыми рамами с золоченой фурнитурой, представлял зрелище, поражавшее прохожих на Большой Морской улице.
Библиотека поражает гармонией пропорций резных шкафов, панелей, балконов. Основой созданного Брюлловым интерьера стали купленные во Флоренции дубовые панели и шкафы с резным растительным орнаментом в стиле эпохи Возрождения XVI в.
Библиотека поражает гармонией пропорций резных шкафов, панелей, балконов. Основой созданного Брюлловым интерьера стали купленные во Флоренции дубовые панели и шкафы с резным растительным орнаментом в стиле эпохи Возрождения XVI в.
 По периметру зала расположены трехъярусные панели, достигающие потолка. Средний ярус - одностворчатые книжные шкафы с полуциркульным завершением.
По периметру зала расположены трехъярусные панели, достигающие потолка. Средний ярус - одностворчатые книжные шкафы с полуциркульным завершением.
Шкафы разделены полуколоннами, на которые опираются кронштейны балкона-антресолей с третьим ярусом панелей.
Шкафы разделены полуколоннами, на которые опираются кронштейны балкона-антресолей с третьим ярусом панелей.
Камин посредине западной стены - уникальное творение флорентийских мастеров мраморных дел эпохи Возрождения XVI в. — выполнен из различных пород мрамора: желтого сиенского, зеленого генуэзского, коричневого с прожилками. Топка — в виде портала с колоннами ионического ордера, антаблементом и тимпаном над ним. Позднее на тимпане были установлены две бронзовые аллегорические фигуры «Наука» и «Искусство» (XIX в., Германия).
Камин посредине западной стены - уникальное творение флорентийских мастеров мраморных дел эпохи Возрождения XVI в. — выполнен из различных пород мрамора: желтого сиенского, зеленого генуэзского, коричневого с прожилками. Топка — в виде портала с колоннами ионического ордера, антаблементом и тимпаном над ним. Позднее на тимпане были установлены две бронзовые аллегорические фигуры «Наука» и «Искусство» (XIX в., Германия).
 Н.Ф. Брюллов был представителем уходящего в прошлое стиля классицизма, поэтому лучше всего он смог проявить свой талант только в Дубовом зале, выполнив его в стиле эпохи Возрождения. Для Половцова, который считал образцом архитектурного творчества работы Месмахера, Брюллов уже не представлял интереса.
Н.Ф. Брюллов был представителем уходящего в прошлое стиля классицизма, поэтому лучше всего он смог проявить свой талант только в Дубовом зале, выполнив его в стиле эпохи Возрождения. Для Половцова, который считал образцом архитектурного творчества работы Месмахера, Брюллов уже не представлял интереса.
Бронзовый зал наверное лучшая работа  М.Е. Месмахера.
Бронзовый зал наверное лучшая работа М.Е. Месмахера.
Он получил свое название благодаря большому количеству бронзы в декоративной отделке. Интерьер зала представляет собой уникальный образец эклектики в архитектуре. Он приобрел славу одного из самых значительных по богатству художественного убранства в Санкт-Петербурге конца XIX в.
Он получил свое название благодаря большому количеству бронзы в декоративной отделке. Интерьер зала представляет собой уникальный образец эклектики в архитектуре. Он приобрел славу одного из самых значительных по богатству художественного убранства в Санкт-Петербурге конца XIX в.
 Бронзовый зал площадью 164,8 кв.м и высотой чуть более 10 м освещается дневным светом, льющимся через световой фонарь-плафон. Он оформлен в виде бронзовой литой золоченой орнаментной решетки и декорирован рельефными листьями и акантовыми розетками.
Бронзовый зал площадью 164,8 кв.м и высотой чуть более 10 м освещается дневным светом, льющимся через световой фонарь-плафон. Он оформлен в виде бронзовой литой золоченой орнаментной решетки и декорирован рельефными листьями и акантовыми розетками.
Между зеркалами, в мраморных рамах, были размещены ковры-шпалеры, торцовые стены тоже украшали шпалеры, но меньших размеров.
Ковры были уникальны, ибо создавались по ватиканским фрескам, близким к картонам Рафаэля Санти и его учеников (1515-1516). Эти памятники высокого Возрождения напоминают об увлечении античной культурой, отличаются благозвучием колорита, изяществом украшений и легким сюжетом.
Между зеркалами, в мраморных рамах, были размещены ковры-шпалеры, торцовые стены тоже украшали шпалеры, но меньших размеров. Ковры были уникальны, ибо создавались по ватиканским фрескам, близким к картонам Рафаэля Санти и его учеников (1515-1516). Эти памятники высокого Возрождения напоминают об увлечении античной культурой, отличаются благозвучием колорита, изяществом украшений и легким сюжетом.
Конечно же шпалеры не сохранились.Это уже новодел в исполнение  учащихся училища Штиглица.
Конечно же шпалеры не сохранились.Это уже новодел в исполнение учащихся училища Штиглица.
Панно «Музыка» — скульптурная композиция из музыкальных инструментов.
Панно «Музыка» — скульптурная композиция из музыкальных инструментов.
 «Скульптура» — предметы античного искусства, перевитые виноградной лозой, плодами, лентами, обрамляющими барельефный портрет Месмахера, нижний пояс —- ряд римских цифр, где «1892» — год окончания работ в Бронзовом зале.
«Скульптура» — предметы античного искусства, перевитые виноградной лозой, плодами, лентами, обрамляющими барельефный портрет Месмахера, нижний пояс —- ряд римских цифр, где «1892» — год окончания работ в Бронзовом зале.
В 1932 году здание передано Ленинградскому отделению Союза советских архитекторов.
В 1932 году здание передано Ленинградскому отделению Союза советских архитекторов.

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк 3% при бронировании жилья на Суточно.ру.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

Комментарии к альбому